Библия: читаем вместе
Остановимся на главе, которая описывает облик антихриста. Кстати, эта глава имеет ключевое значение для понимания всей тайной сути Откровения Иоанна, и мы
постараемся разобрать ее подробнее.
Итак, для начала обратимся к облику той мрачной силы, которая в видениях богослова противостоит светлому христианству.
Арсенал изобразительных средств Иоанна весьма примитивен, а воображения и богатой фантазии ему попросту не дано. Поэтому и светлое диво дивное
(...стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей... — Иоанн 5:6) и черное чудище поганое (зверя с семью головами и десятью
рогами — Иоанн 13:1) он рисует примерно одинаково. Фигуры божественных мстителей человечеству за грехи его из войска бога Саваофа и облик совратителей
душ из армии сатаны компонуются из одних и тех же известных людям деталей. Причем у всех этих существ и рога и головы оказываются почти одинаковыми. Не
выпадает из подобной схемы и сам дьявол:
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его
имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу
свою и престол свой и великую власть. 3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена. И дивилась
вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может
сразиться с ним? 5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. 6 И
отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана
была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. 8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у
Агнца, закланного от создания мира... 16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на
правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или
число имени его. 18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (гл.
13).
Ясно ли это указание на «число человеческое»? Хватит ли нам, живущим два тысячелетия спустя после написания этих слов, знаний и мудрости, чтобы
проникнуть в скрытый смысл Откровения Иоанна? Ведь, чтобы выяснить имя антихриста — дьявола в облике зверя, надо расшифровать три цифры — «666».
Сделать это, как предупреждает Иоанн, может тот, у кого есть ум. Тем не менее один из ангелов, не надеясь на мудрость самого богослова, дает ему подсказку.
Правда, и она выглядит, как многое в священном писании, тонким намеком:
8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель... 10 И семь царей, из которых пять пали,
один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть (гл. 17).
Приступая к поискам ключа и расшифровке мистического христианского числа 666, будем иметь в виду, что поиск наш не претендует на первооткрывательство. Сама
расшифровка сделана давно и никакой тайны для науки и церкви не представляет.
Давайте проследим за аргументацией, которой в своих поисках тайного числа пользовались до нас исследователи. Однако для лучшего понимания отдельных
деталей несколько освежим знание древней истории. Ведь не голая математика, а глубокое знание прошлого, событий, которые волновали людей древности, радовали
их и беспокоили, помогло ученым докопаться до смысла числа апокалиптического «зверя».
Прежде всего, хотя бы в некоторой степени познакомимся с теми методами, которыми пользовалась каббалистика.
В древние времена, когда уже достаточно хорошо была разработана система счета, специальных символов, обозначавших числа, еще не было. Цифры заменялись
буквами обычного алфавита. Так, примерно за триста лет до нашей эры буквами обозначались счетные знаки в древнееврейском государстве. На Руси буквенный счет
был упразднен лишь при Петре I. На российских монетах выпуска до 1720 года даты чеканки обозначались буквами, над которыми помещался волнообразный знак — титла.
Его наличие указывало на то, что букву «а» следует читать как цифру «один».
Используя двойное значение знаков алфавита, разного рода прорицатели создали целую систему гаданий. Взяв слово, они переводили буквы в цифры, подсчитывали
сумму и потом определяли — счастливое или несчастливое получилось число. Позже на этой базе возникла «каббала» — мистическое течение в иудаизме. Его
последователи считали, что в основе мироздания лежат 32 элемента, среди которых 10 цифр и 22 буквы еврейского алфавита. По правилам каббалы производился подсчет
«числа зверя». Зная эти правила, ранние христиане могли перевести сумму 666 в буквы и вывести из них ненавистное имя антихриста.
Второй посылкой для исследования должно стать знание периода, к которому следует отнести время написания Откровения. Как ни удивительно, сделать это
науке оказалось не так уж трудно. Отправным пунктом послужило указание семнадцатой главы Апокалипсиса на то, что «зверь», который был и которого нет,
есть восьмой из числа семи «и пойдет в погибель».
Звери в представлениях ранних христиан Азии — это римские императоры, жестоко преследовавшие представителей новой религии. Вот, как излагал Ф. Энгельс этапы
поиска нужной фамилии в работе «К истории первоначального христианства»: «Считая Августа (27 до н.э. — 14 н.э.) первым по порядку, вторым был Тиберий (14 — 37),
третьим — Калигула (37 — 41), четвертым — Клавдий (41 — 54), пятым — Нерон (54 — 68), шестым — Гальба. «Пять пали, один есть». То есть Нерон уже пал, а Гальба
существует. Гальба царствовал с 9 июня 68 года до 15 января 69 года. Но вслед за его восшествием на престол в Риме подняли мятеж преторианцы, убили Гальбу и
провозгласили императором Отона.
Отсюда следует, что наше Откровение было написано в царствование Гальбы. Вероятно, в конце его правления или же, самое позднее, во время трехмесячного
(до 15 января 69 г.) царствования Отона — «седьмого».
Таков ход рассуждении ученого, исследовавшего точные исторические данные. Но кто же такой «восьмой», которого нет, но который был?
Тут-то и приходит на помощь знание правил каббалистики. Немецкий востоковед Фердинанд Бенари, исследуя Библию и другие исторические источники, доказал, что
числом 666 прикрыто имя римского императора Нерона. Вот, как он вел свои подсчеты.
На римских монетах, чеканившихся для восточной части Римской империи, то есть для территорий Азии, надписи делались на древнееврейском языке, чтобы они были
понятны местному населению. В соответствии с грамматическими правилами при письме гласные опускались. Поэтому легенда «Нерон кесарь» выглядела так: «Нрон
кср». Напомним, что по тем же примерно правилам писались легенды и на старинных русских монетах: «кнзь», вместо «князь», «црь» — вместо «царь».
Числовые значения букв древнееврейского алфавита, которые нас в данном случае интересуют, выглядели так: К (коф) == 100, Н (нун) = 50, О (вав)== б, Р (реш) ==
200, С (самех) = 60.
Зная их, заменим в предложении буквы цифрами, которые нам известны: НРОН 50+200+6+50=306
КСР 100+60+200 =360 306+360=666
Проверить точность расшифровки помогло то, что известен еще один вариант «числа антихриста». Здесь оно равно 616. Тем же методом было доказано, что в
этом случае за основу начертания взято не греческое Нерон, а римское Неро. На древнееврейском оно выглядело так: «НРО КСР». Вычтя из числа ббб значение
недостающей буквы Н (50), Ф. Бенари получил 616.
Может быть, метод этот просто надуман? Да нет, он пришел к нам из глубокой древности. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл, один из тех,
кто описал жизнь императора Нерона, привел эпиграмму на него:
Трое — Нерон, Алкемон и Орест — матерей убивали. Сочти — найдешь: Нерон — убийца матери.
Историки, проверявшие утверждение автора эпиграммы методами каббалистики, утверждают, что сумма числовых значений греческих букв, образующих имя «Нерон»,
равна сумме числовых значений букв в словах «убийца матери».
Достоверно объяснено наукой и то, почему именно число Нерона так сильно пугало христиан, вызывало бешеную ненависть к нему.
Клавдий Цезарь Нерон стал римским императором в 54 году. Судя по историческим документам, в том числе по воспоминаниям современников, человек это был крайне
аморальный, жестокий, психически неуравновешенный. Даже на римлян, привыкших к необузданной жестокости своих правителей, он производил ужасное впечатление.
«Поистине никого из близких не пощадил он в своих преступлениях,—писал о Нероне уже упоминавшийся нами Светоний.— Антонию, дочь Клавдия, которая после
смерти Поппеи отказалась выйти за него замуж, он казнил, обвинив в подготовке переворота. За ней последовали остальные его родственники и свойственники: среди
них был молодой Авл Плавтий, которого он перед казнью изнасиловал и сказал: «Пусть теперь моя мать придет поцеловать моего преемника!» — ибо, по его словам,
Агриппина любила этого юношу и внушала ему надежду на власть. Пасынка своего Руфрия Криспина, сына Поппеи, он велел его рабам во время рыбной ловли утопить в
море, так как слышал, что мальчик, играя, называл себя полководцем и императором. Туска, сына своей кормилицы, он отправил в ссылку за то, что в
бытность свою прокуратором в Египте тот искупался в бане, выстроенной к приезду Нерона. Сенеку, своего воспитателя, он заставил покончить с собой, хотя не раз,
когда тот просил его уволить и отказывался от всех богатств, Нерон священной клятвой клялся, что подозрения его напрасны и что он скорее умрет, чем сделает
наставнику зло. Бурру, начальнику преторианцев, он обещал дать лекарство от горла, а послал ему яд. Вольноотпущенников, богатых и дряхлых, которые были
когда-то помощниками и советниками при его усыновлении и воцарении, он извел отравою, поданной или в пище, или в питье.
С не меньшей свирепостью расправлялся он и с людьми чужими и посторонними. Хвостатая звезда, по общему поверью грозящая смертью верховным властителям,
стояла в небе несколько ночей подряд; встревоженный этим, он узнал от астролога Бальбилла, что обычно цари откупаются от таких бедствий какой-нибудь
блистательной казнью, отвращая их на головы вельмож, и тоже обрек на смерть всех знатнейших мужей государства — тем более, что благовидный предлог для этого
представило раскрытие двух заговоров: первый и важнейший был составлен Пизоном в Риме, второй — Виницианом в Беневенте».
Можно и дальше цитировать Светония, поскольку книга его переполнена изобличающими жестокость Нерона фактами, но, думается, достаточно приведенных.
Уже они позволяют понять, как относился кровавый император к своим согражданам, подданным.
Легко представить, каким казням и издевательствам подвергал он ревнителей новой веры — христиан. Для них придумывались особого рода жестокости, за
приведением в исполнение которых наблюдал сам властитель. Например, верующих бросали в клетки к голодным хищникам на растерзание.
Своей политикой Нерон восстановил против себя все слои римского общества.
Покинутый даже личной охраной в момент заговора против него, 9 июля 68 года он приказал одному из приближенных убить его. Это событие поначалу вселило в
христиан надежду на облегчение их судьбы. Как же, господь покарал антихриста. Однако пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба не пользовался в
Римской империи особым авторитетом и твердого порядка в стране установить не сумел. В разных провинциях империи начались междоусобные стычки. И тогда среди
населения распространился слух, что Нерон вовсе не убит, он только ранен и сумел бежать на восток империи, где собирает силы, чтобы вернуться в Рим и продолжить
свое кровавое правление.
Эти слухи повергли христиан в небывалый ужас. Многие окончательно уверовали, что коли их страшный враг воскрес, значит, это дело рук сатаны. Устойчивости
слухов способствовало то, что в Малой Азии появился самозванец, присвоивший себе имя Нерона. Он вошел в историю под именем лже-Нерона. Христианская вера, еще
достаточно не окрепшая, подвергалась труднейшему испытанию на прочность. Вот в этих-то условиях и стали пастыри принимать меры для укрепления воли дрогнувшей в
испуге паствы. Одно за другим появлялись «откровения», в которых господь наставлял верующих терпеть и ждать конца света и дня страшного суда, который
уничтожит всех врагов веры и спасет христиан, даровав им вечную жизнь. Церковь из множества подобного рода пророчеств канонизировала только Откровение Иоанна
Богослова, сочтя его наиболее подходящим для сохранения на века.
Для большей убедительности все пророки, сподобившиеся божьего откровения, подводили под свои предсказания математическую базу. Они предсказывали
возвращение на престол «зверя» в облике антихриста в окружении магических цифр: семь царей, которые пали, сорок два месяца власти зверя (это ровно три с
половиной года, или половина священных семи лет), наконец, выводилось число антихриста — 666.
То, что события, связанные с грядущим возвращением «зверя», не за горами, что они вот-вот грядут, Откровение утверждало достаточно ясно и без каких-либо
условий. Вернемся к словам, которые мы запомнили, едва начали читать строки, написанные Иоанном Богословом. Ведь это ему было показано то, «чему надлежит
быть вскоре», заявлено, что «время близко».
Число «зверя» и его тайный смысл были достаточно хорошо ясны христианам — современникам Нерона. Но поскольку конец света вскоре за пророчеством не
последовал, антихрист не воскрес, а мир не рухнул, имя апокалиптического «зверя» людьми забылось. Жизнь древнего мира дарила при каждой смене власти нового
тирана и старые вспоминались уже без ужаса. Но магические цифры антихриста — 666 — остались в священном писании как указание на будущее. И вот уже не раз и не
два христиане более позднего времени, пользуясь «числом зверя», пытались предсказать грядущий конец света. «...В детстве,— писал Ф. Энгельс,— я сам знал
еще стариков, ожидавших... наступления конца света и страшного суда в 1836 году. Это пророчество сбылось, и именно в тот год. Но только страшный суд свершился не
над греховным миром, а над самими благочестивыми толкователями Откровения. Ибо именно в 1836 году Ф. Бенари дал ключ к числу 666 и тем самым положил страшный
конец всяким пророческим манипуляциям с числами...».
Известен факт из хроники русской жизни времен Петра I, когда монахи высчитали, что он по номеру «осьмой царь, сиречь антихрист».
Едва Петр I начал свои общественные преобразования, задевшие, в числе прочих слоев населения, и духовенство, в народе поползла молва: на царстве российском —
антихрист.
В июне 1700 года в Преображенский приказ с доносом явился дьяк Федор Казанец. По его словам, печатник-книгописец Гришка Талицкий тайно готовит прокламации
против царя. Началось следствие. Монах Матвей при допросе показал: «Талицкий пришел к нему в келью, принес свою тетрадку об исчислении лет и говорил:
«Питаться стало нечем, а вы что спите? Пришло время; в книгах пишут, что осьмой царь антихрист, а ныне осьмой царь Петр Алексеевич, он-то и антихрист».
Слухи один чернее другого ползли по стране, будоражили общество, поднимая его на сопротивление новшествам.
Из тысяч фактов мы выбрали один. И вот почему. Есть в нем фраза, позволяющая легко установить материальную причину обращения царя в антихристы. «Питаться
стало нечем»,— возмущается Талицкий. Почему? А потому что Петр начал наводить порядок в религиозных учреждениях, резко ограничил до того самостийную
деятельность патриархов. До него князья церкви старались употребить свое влияние где только можно, во всех государственных делах. Петр такую моду пресек.
«Сохранилось известие,— читаем в «Истории России» С. М. Соловьева,— что английским купцам, изъявившим опасение, не будет ли патриарх сопротивляться
табачной продаже, Петр сказал: «Не опасайтесь: я дал об этом указ и постараюсь, чтоб патриарх в табачные дела не мешался: он при мне блюститель только веры, а
не таможенный надзиратель».
Именным указом Петр I ликвидировал патриарший приказ и начал наводить порядок в расплодившихся по всей стране монастырях, среди распустившихся в безделье
монахов. Он издал распоряжение: «В монастыри монахам и монахиням давать определенное число денег и хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими
угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания, потому что древние монахи сами себе трудолюбивыми своими
руками пищу промышляли и общительно жили и многих нищих от своих рук питали; нынешние же монахи и не только нищих не питают от трудов своих, но сами чужие
труды поядают, а начальные монахи во многие роскоши впали».
Как, узнав о таком распоряжении, не завопишь: «Немцы царя обошли, испортили!»
Отменил Петр I и религиозный пост для солдат, служивших в армии. Обоснование такого решения сделано царем в удивительно доходчивой и остроумной форме.
«Святое ваше распоряжение,— писал он некоему А. Кикину,— пять недель снятков ржавых и воду — солдаты две недели употребляли, отчего без невелика 1000 человек
заболело и службы лишилось. Отчего принужден я закон ваш отставить и давать масло и мясо... Правда, когда бы шведов так кормить, дело б изрядно было, а
нашим я не вотчим».
Ну не антихрист ли царь, коли пост святой отменил? Подводили апокалиптическую базу русские монахи и под императора Наполеона.
Путем целого ряда комбинаций его имя превращалось в цифры ббб. Соответственно этому в среде православных складывалось и представление о нем как об
антихристе.
Прояснив для себя одно из самых темных мест Апокалипсиса, вернемся к дальнейшим видениям богослова Иоанна.
Апокалипсис занимает важное место в духовной литературе. А вот человек непредвзятый, умеющий мыслить на основе фактов, легко заметит, что богослов
Иоанн не сумел выполнить стоявшей перед ним задачи и не создал облик рая в той степени, в какой это требовалось и требуется церкви. И все потому, что он
начисто лишен фантазии и творческого воображения. Его духовная убогость была подмечена многими исследователями Библии еще в прошлом веке. Касаясь этого, Ф.
Энгельс писал: «Апокалиптические видения, которые теперь раскрывает перед нами автор, сплошь заимствованы, и большей частью буквально, из более ранних
образцов. Они заимствованы частью у классических пророков Ветхого завета, особенно у Иезекииля, частью — из позднейших иудейских апокалипсисов,
составленных по образцу Книги Даниила, в особенности из Книги Еноха, тогда уже написанной, по крайней мере частично. Критика детальнейшим образом установила,
откуда заимствовал наш Иоанн каждую картину, каждое грозное предзнаменование, каждое бедствие, ниспосланное человечеству,— словом, весь материал своей книги;
так что Иоанн не только обнаруживает полнейшее духовное убожество, но и явно показывает, что он даже в воображении не переживал мнимых экстазов и видений
так, как он их описывает».
Попробуем проверить эти утверждения сами, сравнив разные книги Библии.
Ветхий завет Книга пророка Иезекииля
Глава 1
5 А из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных,—и таков был вид их: облик
их был, как у человека; |
Новый завет Откровение Иоанна Богослова
Глава 4
6 И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей
спереди и сзади.
|
6 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла... |
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей... |
10 Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех
четырех и лице орла у всех четырех. |
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и
четвертое животное подобно орлу летящему. |
Глава 3
2 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток: 3 ...И было в устах моих сладко, как мед. |
Глава 10
10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве
моем. |
Ветхий завет Книга пророка Даниила
Глава 7
7 После чего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные
зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. |
Откровение Иоанна Богослова
Глава 13
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах
его имена богохульные.
|
9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и
волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. |
Глава 1
14 Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный. |
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и
раскрылись книги. |
Глава 7
9 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и
языков, стояло пред престолом... |
Вспомним, сколько ужасов нагромождено в Откровении вокруг нашествия апокалиптической саранчи. Кстати, и по нашим временам ее появление где бы то ни
было — явление страшное. Мне однажды самому довелось видеть небольшую стаю, закрывшую небо всего на несколько минут. Помутнело солнце, воздух наполнился
треском крыльев и щелканьем. Поживиться стае на пролете было нечем, и она неслась куда-то в более обильные растительностью места. Неслась без задержек и
остановок. Тем не менее несколько тутовых деревьев с шарообразными буйными кронами уже через несколько мгновений выглядели сухими метелками, и ветви их
торчали на фоне неба, как пальцы рук, взывающих о помощи.
В древности такие стаи внушали людям ужас. И, конечно же, каждый налет объяснялся как наказание, ниспосланное богом.
Глубже представить, как воспринимался израильтянами налет прожорливых врагов на сады и посевы, дает возможность Книга пророка Иоиля. Скажу заранее, что
человек, писавший ее, несомненно, обладал художественным видением и высоким литературным талантом:
Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок — 2
день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того
не будет в роды родов. 3 Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь,
и никому не будет спасения от него. 4 Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; 5 скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц,
как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. 6 При виде его затрепещут народы, у всех лица
побледнеют. 7 Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идет своею дорогою, и не сбивается с путей своих. 8
Не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и падают на копья, но остаются невредимы. 9 Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома,
входят в окна, как вор. 10 Перед ними потрясется земля, поколеблется небо, солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет (гл. 2).
Легко увидеть, что, по Иоилю, «день Господень» — это не день, в который будут по заслугам вознаграждены религиозная ревность и богобоязненность прихожан. Это
день кары, которую всевышний обрушивает сразу на головы всех за прегрешения некоторых маловерующих, за их непослушание церкви. И когда Иоиль вещает, что
«день близок», он не пророчествует на века, он произносит слова угрозы богохульникам, уже зная о приближении саранчи.
Но давайте обратим внимание только на художественную выразительность описания событий. У Иоиля очень острый глаз и прекрасный слог. Как образно видит он облик
саранчи: «вид его как вид коней». Вспомним, что и у нас в народе острый глаз подметил, а острый язык назвал этих насекомых словами «коник», «кобылка». Не
возникает сомнения, что автор своими глазами видел тьму саранчи, пережил ее прилет как вражеское нашествие.
Такой достоверности нет ни в одной из строк, написанных богословом Иоанном. Он заимствует образы у Иоиля, гиперболизирует их и доводит до абсурда:
3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы... 7 По виду своему саранча была подобна
коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; 8 и волосы у ней — как
волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. 9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество
коней бежит на войну (гл. 9).
А.А.Щелоков, Отрывок из книги "Библия: читаем вмеcте"
|